ISSN 2686 - 9675 (Print)
ISSN 2782 - 1935 (Online)

Хэнё острова Чеджу как символ женской борьбы против японской оккупации на Корейском полуострове

Все это, тем не менее, пересекалось с еще одним важным фактором того времени – оккупацией Кореи Японией. В 1920-х годах, когда мир охватила экономическая депрессия, Япония активно использовала различные рычаги власти для усиления эксплуатации Кореи.

Подводные районы острова Чеджу представляли собой вулканические рифы, богатые водорослями, морскими ушками, осьминогами, мидиями и т.д. Морепродукты и другие морские предметы данной местности стали важным источником сырья для различных важнейших отраслей промышленности Японии, таких как текстильная, военная, химическая и т.д. Японские рыбаки буквально уничтожали Чеджу своей пагубной рыболовецкой и производственной деятельностью на и вблизи острова. Так, в 1912 году японское правительство объявило о постановлении о рыболовстве, чтобы обеспечить устойчивое и стабильное использование морских ресурсов данного региона (Ким Су Хи 2007, 245). Этот указ вынуждал хэнё платить плату за использование рыболовных угодий только что утвержденной и созданной Японией рыболовецкой ассоциации. Ко всему прочему, хэнё были обязаны выплачивать 50 % от суммы продаж компании, сбывавшей их морепродукты, 12% профсоюзных сборов, например, для составления зарплаты лодочников рыболовецкой ассоциации, и 18 % членского взноса рыболовецкой ассоциации (Чжин Кван Хун, 156). Таким образом, сборы хэнё стали составлять четверть их прежнего дохода за шесть с половиной месяцев.

Рыболовецкая ассоциация, основанная японским правительством, ко всему прочему, занималась установлением каналов продаж и цен на себестоимость морепродуктов. Японец по имени Ниномия, получивший известность как раз в то самое время как недобросовестный торговец, скупал морепродукты хэнё по более чем выгодной цене, менее половины рыночной, став одним из самых богатых торговцев Чеджу в то время (Ким Су Хи 2007, 256).

Все эти причины привели к усилению антияпонских настроений хэнё и организации ими в 1913 году первых протестных движений. Четырнадцать представителей хэнё выступили от имени 8000 женщин-дайверов и подали петицию с требованием компенсации за ущерб, нанесенных японским правительством за столь незначительный период времени (Ко Чжин Сук 2022).

В конце 16 апреля 1920 года хэнё основали Ассоциацию хэнё острова Чеджу для защиты своих прав и интересов (Ko 2013, 65). В 1928 году ее возглавила Бу Чун Хва, одна из представительниц общества хэнё и яркая сторонница борьбы за свободу на Чеджу и в Корее в целом (Ko 2013, 68). Тем не менее, уже через некоторое время японское правительство понимая опасность намерения ныряльщиц поставила во главе ассоциации местного губернатора– тоса острова Чеджу (кор. 제주도사) (Lee 2018). Должность, как и многие другие, занимал японский ставленник. Ассоциация хэнё со временем ввела профсоюзные взносы и систему установленных цен на все морепродукты, и ко всему прочему умело пользовалась неграмотностью хэнё в расчете их выручки и налогообложения (Чжин Кван Хун 2004, 172).

2 — 2024
Автор:
Абульханова Милена Самировна, Хузина Алина Ильшатовна, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Россия