ISSN 2686 - 9675 (Print)
ISSN 2782 - 1935 (Online)

Внешнеполитическая роль Турции на Западных Балканах в период пандемии COVID-19

Что касается интеграции в ЕС, позиция Турции здесь двойственна. С одной стороны, публично всегда выражается готовность поддержать страны региона на этом затянувшемся пути. А с другой, видя, что Брюссель не дает осязаемых и четких гарантий полноправного членства для этих стран и не способен в полной мере играть посредническую роль в разрешении хронических проблем региона, Турция стала снова предлагать свои услуги медиатора, особенно в отношении БиГ, в 2020-2021 гг. Подобная активность турецкой внешней политики наблюдалась во второй половине 2000-х гг. и в начале 2010-х гг. в эпоху министра иностранных дел А. Давутоглу по урегулированию вопросов между Сербией и Косово, а также БиГ через трехсторонние механизмы Турция-БиГ-Сербия и Турция-БиГ-Хорватия (Ekinci 2013). И сейчас предположительно существует желание стать определенным «вершителем судеб» народов Балкан, независимо от их конфессии и национальности, особенно на фоне стагнации евроинтеграции и неудач ЕС в попытке разрешения застарелых проблем региона.

Кроме того, важно понимать, что Балканы, в отличие от ЕС, рассматриваются Турцией как целостный регион. Политический конструкт «Западные Балканы», созданный Брюсселем, и куда входят страны, не являющиеся членами Евросоюза, не признается турецкой стороной. По мнению турецких официальных лиц и экспертов, Евросоюз как бы использует данный конструкт, чтобы отделить Турцию от региона, хотя последняя является неотъемлемой частью Балкан (Turkish Foreign Policy ... 2022). Поэтому для Турции сотрудничество с т.н. западнобалканскими странами неразрывно связано с их двусторонними отношениями с той же Болгарией, Румынией, Словенией, Хорватией и особенно с Грецией.

Еще до начала СВО в 2020-2021 гг. Турция стала трансформироваться в крупного энергетического партнера для Балкан благодаря двум проектам, как «Турецкий поток» и «Южный газовый коридор». По мере нарастания энергетического кризиса в Европе на фоне СВО роль Турции для региона стала еще более значимой. По сути, это подтверждается словами министра сельского и лесного хозяйства Турции В. Киришчи, заявивший, что лидеры трех балканских государств просили Р. Эрдогана обсудить и с В. Путиным, и с И. Алиевым на саммите ШОС в Узбекистане вопросы о бесперебойных поставках газа и иных видов топлива, чтобы не было проблем с этим в зимний период (Balkanlar'ın tek ... 2022).

Поэтому, возможно, настает тот момент, когда Турция собирается затрагивать политические вопросы региона Западных Балкан, выступая в качестве дипломатического хаба. В связи с этим примечательна фраза Р. Эрдогана во время открытия Исламского культурного центра в г. Сисак: «В наших сердцах мы не отличаем Сисак от Амасьи, Петринью от Бурсы, Загреб от Анкары, Сараево от Стамбула и Мостар от Ризе» (Küçük et al. 2022).

2 — 2023
Автор:
Исламов Дамир Римович, Балакин Дмитрий Александрович Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Россия