ISSN 2686 - 9675 (Print)
ISSN 2782 - 1935 (Online)

Развитие археологической школы ТАССР в послевоенные годы: фонды казанских архивов

К тому моменту времени Николай Филиппович был известен в ученых кругах, как человек, отдавший делу изучения археологических памятников края более двадцати лет. Ученый обладал богатым педагогическим опытом и талантом – за его спиной был почти 30 летний стаж преподавания в школах и 15 летний стаж организации краеведческих кружков. Он понимал, что для таких масштабных исследований необходим постоянный “приток” новых специалистов и “рабочих рук”. Единственным местом, где можно было бы решить эту задачу, был Университет. Н.Ф.Калинин приложил все усилия для создания такой организационной структуры будущего научного объединения, которая смогла бы обеспечить связь между членами коллектива и создать наиболее благоприятные условия для научной деятельности специалистов. Развитие археологии в КГУ было запланировано Николаем Филипповичем как устойчивая система с далеко идущими задачами и целями. Как показало время, создание коллектива археологов на базе университета обеспечило возможность постоянного притока новых кадров и вспомогательного персонала для масштабных исследований.

Создание в КГУ археологического кружка и музея стало важной частью преподавательской деятельности Н.Ф.Калинина. Ученый, обращаясь к декану историко-филологического факультета, писал, что обучение археологии невозможно без работы с полевыми материалами.

Еще до “официального открытия” кружка, Николай Филиппович привлекал своих студентов и школьников к работе в археологических экспедициях. Так, в 1945 г. историко-филологический факультет КГУ, предполагавший выделить нескольких студентов, прослушавших в 1944-1945 гг. курс археологии, смог выделить (в следствии мобилизации студенчества на лесозаготовки) только одного студента-историка 1 курса – В.Н. Андрева (НОА ИА РАН. Ф.Р-1. Оп.1. Д.33. Л.6-7.).

В последующие годы привлечению учащихся способствовало создание в 1946 г. археологического кружка, который посещали прослушавшие курс “введение в археологию” студенты КГУ, а также и студенты других институтов (Педагогического, КАИ). Незадолго до создания кружка, Н.Ф. Калинин начал формировать Археологический кабинет. Уже в феврале 1946 г. ученный составляет обращение директору научной библиотеки КГУ, в котором просит разрешения на “временную, но длительную (до двух месяцев) передачу книг и изданий по археологии…” (АИЯЛИ АН РТ. Ф.8. Оп.2. Ех.109. Л.4.).

В 1946 г. по инициативе Н.Ф.Калинина и при помощи членов кружка археологические коллекции Общества археологии, этнографии и истории, хранившиеся на чердаке главного здания, “были спасены из свалки”, приведены в относительный порядок и переданы на хранение в аудиторию № 9, которая была тем археологическим кабинетом, где члены кружка проводили свои практические занятия. Спасенные коллекции были разобраны, но в виду отсутствия финансирования на содержания лаборанта инвентаризированы не были. Исключение составили предметы из драгметаллов, сданные на хранение в несгораемый сейф КГУ (АИЯЛИ АН РТ. Ф.8. Оп.2. Ех.103. Л.79 и сл.).

Члены кружка на протяжении всего периода существования проводили исследования на различных археологических объектах Татарстана под чутким руководством Николая Филипповича. Так, в наблюдениях 1947 г. в Казанском кремле приняли участие студентки 2-го курса – “Тамара Хлебникова и Клара Булатова” (АИЯЛИ АН РТ. Ф. 8. Оп.1. Ех.296. Л. 3.).

В 1948 г. в разведках в Пестречинском, Столбищенском, Лаишевском и Корноуховском районах ТАССР приняли участие уже девять студентов. В их числе были как старые кружковцы (Р.Девликамова, П.Михайлов, Ю.Откупщиков и О.Страдомская), так и новые кадры – Б. Константинов, Б. Лебедев, М.Стенченко, Л.Федотова и А.Халиков. Причем начальниками II-IV отрядов были назначены соответственно Ю.Откупщиков, П.Михайлов и А.Халиков , имевшие опыт археологических работ (НОА ИА РАН. Ф.Р-1. Оп.1. Д.202. Л.4-5).

В следующем году студенческий состав несколько обновился. В экспедиции по Западным районам ТАССР, помимо Б.Константинова, Б.Лебедева, М.Стенченко, А.Халикова и Ю.Откупщикова, работали Н.Аксенова, Б.Макарычев, Т.Хлебникова и Н.Штукина – дипломники Н.Ф.Калинина. Руководители отрядов остались те же, что и в 1948 г. в. за исключением Б.Лебедева, сменившего П.Михайлова (АИЯЛИ АН РТ. Ф. 8. Оп.1. Ех.180. Л. 1-2).

Многие из этих фамилий в дальнейшем будут появляться на страницах и других архивных документов Н.Ф.Калинина, связанных с полевыми исследованиями. Со студентами кружка организуются экскурсии по памятникам археологии Казани и ее окрестностей с проведением обмеров и описаний и составлением студенческих отчетов. Участвовали кружковцы и в археологических экспедициях и под началом других профессиональных археологов – А.П.Смирнова, О.Н.Бадера, А.В.Збруевой (АИЯЛИ АН РТ. Ф. 8. Оп.2. Ех.96. Л. 90-96.). За счет экспедиций и экскурсий, в том числе с участием студентов, шло и пополнение коллекций археологического музея Казанского университета, в фондах которого они хранятся до сих пор. Помимо экспедиционной практики, кружковцы принимали активное участие в научной жизни – посещали конференции, выступали с докладами.

2 — 2021
Автор:
Зоря Роман Станиславович, Институт археологии им. А.Х. Халикова АН РТ