Текущий номер: #3 — 2024
Архив: #2 — 2024 #1 — 2024 #4 — 2023 #3 — 2023 #2 — 2023 #1 — 2023 #4 — 2022 #3 — 2022 #2 — 2022 #1 — 2022 #4 — 2021 #3 — 2021 #2 — 2021 #1 — 2021 #5 — 2020 #4 — 2020 #3 — 2020 #2 — 2020 #1 — 2020 #4 — 2019 #3 — 2019 #2 — 2019 #1 — 2019
Бюлент Эджевит: от социал-демократа до лидера Турции — путь к политической зрелости
Эджевит и вооруженные силыИсследование отношений Мустафы Бюлента Эджевита с вооруженными силами Турции показывает его приверженность гражданскому правительству и дистанцию от военной сферы. В 1971 году военный переворот вызвал серьезное разногласие между Эджевитом и председателем Республиканской народной партии (НРП) Исметом Инёню. Опираясь на свои демократические убеждения, Эджевит не поддержал Инёню в его решении поддержать правительство, назначенное военными. Этот инцидент привел к лидерской борьбе в НРП, в результате которой Эджевит одержал победу над Инёню и стал лидером партии. Отношения Эджевита с вооруженными силами изменились после вмешательства Турции на Кипре в 1974 году. Эджевит начал ценить патриотизм и организационные качества военных, что привело к уважению, которое оказали ему вооруженные силы: в период после переворота 1980 года Эджевит был единственным лидером, который мог активно противостоять военной власти (Çalışlar 1989).
Отношения Мустафы Бюлента Эджевита с вооруженными силами Турции обозначают ярко выраженную двойственность. Он проявляет определенный уровень уважения к вооруженным силам, однако не одобряет их прямое вмешательство в политику. В период после конституционных изменений 1980 года, которые придали вооруженным силам более влиятельное положение в турецком политическом процессе, Эджевит принял текущее положение вещей и, в определенных рамках, одобряет особую роль вооруженных сил как заинтересованной группы в турецкой политике.
В своих выступлениях 1989 года Эджевит выразил свою критическую позицию по отношению к турецким вооруженным силам и их роли в обществе. Он подчеркнул консервативный характер вооруженных сил и подверг осуждению гражданские элиты, которые считали их реформистами. В 1990-х годах влияние вооруженных сил в Турции стало более явным, особенно из-за восстания курдов, а также открытой оппозиции реисламизации общества. Кульминацией влияния армии стало событие 28 февраля 1997 года, когда Национальный Совет Безопасности принял ряд меморандум против анти-секуляристских действий правительства Эрбакана (Çandar 1997). Тем не менее, Эджевит поддержал принятые меры, выразив свою поддержку солдатам, действующим «в рамках закона». Также он открыто критиковал Эрбакана за то, что тот не был способен быть приверженным принципу лаицизма. В общем и целом, реакция Эджевита, что он считает мягкое вмешательство вооруженных сил законным в рамках конституции (Kiniklioğlu 2000, 9).
Отношения Эджевита с вооруженными силами стали особенно благоприятными после успешного задержания лидера Рабочей Партии Курдистана, Абдуллы Оджалана, произошедшее 15 февраля 1999 г. во время его пребывания на посту в качестве премьер-министра (Пирожков 1999). Однако Эджевит все равно продолжает призывать к сохранению армии вне полемики повседневной политики, подчеркивая важность обеспечения внутреннего порядка Вооруженных Сил Турции и оставления их автономности.
Отношения Мустафы Бюлента Эджевита с вооруженными силами Турции не всегда были гладкими. Несмотря на то, что Эджевит последовательно поддерживал армию в вопросах борьбы с угрозами антисекулярных действий, он не соглашался с вооруженными силами относительно статуса движения Фетхуллаха Гюлена – аскетического исламского движения «Хизмет» суфийского направления, который проповедует учения Саида Нурси. Организация Фетхуллаха Гюлена быстро развивалась и приобретала все большую легитимность с 1980-х годов, однако армия считала его угрозой для лаицизма. Встречи Бюлента Эджевита с Фетхуллахом Гюленом вызвали большую критику, особенно со стороны главного оппонента – НРП. Тем не менее, позиция Демократической левой партии о "лаицизме с уважительным отношением к религиозным убеждениям" не совпадает с восприятием армией угрозы от Хизмет, и несмотря на различия во взглядах, Эджевит все равно относится с уважением и более зрелым подходом к роли вооруженных сил в турецкой политике. В качестве лидера ДЛП, Эджевит заявил о решительном отходе от линии НРП, предпринимая более мягкий подход к исламу. Эджевит долгое время считал ислам важным фактором в турецком обществе, а потребность в квалификации и разъяснении термина "лаицизм" указывает на его убеждение, что секуляризм сам по себе стал означать отдаленность и / или враждебность к религии (Kiniklioğlu 2000, 11).
Курочкин Руслан Владимирович, Валеев Рамиль Миргасимович, Казанский инновационный университет им. В. Г. Тимирясова, Казань, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань