ISSN 2686 - 9675 (Print)
ISSN 2782 - 1935 (Online)

Позиция Китая в отношении российско-японской территориальной проблемы

Периодические издания КНР и Тайваня о вопросе южных Курил

Согласно исследованию Ж.Е. Глумовой, центральные печатные органы КНР главным образом отражают позиции российских и японских СМИ и не выражают открытой поддержки какой-либо из сторон, тем самым предоставляя гражданам возможность самостоятельно сформулировать свою точку зрению по вопросу южных Курил [7, С. 92]. Например, статья в «Жэньминь жибао» от 12 июня 2015 г. сообщает: «Российско-японский диалог в рамках проблемы северных территорий напрямую связан с коренными интересами Японии… Россия же в настоящее время непрерывно наращивает финансовые вливания и стимулирует строительство инфраструктуры в данном регионе,… посредством чего её связи с северными островами перманентно углубляются, к тому же северные территории постепенно отдаляются от Японии» [8]. Здесь важно обратить внимание на то, что утверждение Фань Сюэсуна об изменении используемой прежде печатными изданиями Китая формулировки «оспариваемые Японией и Россией четыре северных острова (называемые Россией южными Курильскими островами)» на «оспариваемые Россией и Японией южные Курильские острова (называемые Японией четырьмя северными островами)» [1, С. 123-124] не совсем правомерно. Дело в том, что та же «Жэньминь жибао» в своих формулировках главным образом ориентируется на читателя: если в японском сегменте газеты при обсуждении темы территориального спора между Москвой и Токио традиционно используются выражения «проблема северных территорий», «северный вопрос» [9]; то в сегменте, ориентированном на РФ, данное издание старается употреблять российские топонимы — «острова Южно-Курильской гряды» [10]. Вышеописанная ситуация имеет место потому, что Народная Республика стремится, с одной стороны, сохранить партнерские отношения с Японией, а с другой — продолжить развивать торгово-экономические отношения с Россией.

В то же время, в отличие от своих пекинских коллег, редакторы газет Гонконга, Макао и Тайваня отличаются большей гибкостью и свободой в выражении собственной точки зрения. Так, согласно гонконгской газете «Вэнь Вэй По» от 23 января 2019 г.: «Россия обращает значительное внимание на южные Курилы, их географическое, стратегическое положение и ресурсное состояние, не способна допустить торговли территорией, а основной её линией в рамках переговоров является уважение послевоенных соглашений. Вероятность обретения Японией суверенитета над четырьмя северными островами практически равна нулю, удовлетворение существенной части её важных интересов является возможным делом лишь после президентства Путина» [11]. Однако следует заметить, что, согласно работе Цзэн Минькая , «Вэнь Вэй По» отличается низким уровнем доверия и плачевным тиражом [12, С. 124]. Старейшая же англоязычная газета Гонконга «South China Morning Post» более осторожна в своих формулировках по проблеме южных Курильских островов: «Советский Союз захватил данные острова вслед за капитуляцией Японии в 1945 г., что, по утверждению Москвы, является легитимным итогом войны. Токио же оспаривает законность подобного завладения и продолжает требовать возвращение указанных территорий» [13].

Газета Макао «Аомынь Жибао», в свою очередь, заявляет: «Ввиду жесткой позиции сторон, в ближайшее время российско-японская территориальная проблема не может быть разрешена, однако, исходя из действительных потребностей, стороны также не способны завести отношения в абсолютный тупик, и Россия, и Япония нуждаются в дальнейшем укреплении торгово-экономического и энергетического сотрудничества… Так как южные Курилы фактически подконтрольны России, Япония в рамках урегулирования территориального вопроса кроме нередкого выражения сожалений все чаще проявляет бессилие» [14]. Редакция ежедневной газеты также подчеркивает: «В настоящее время Япония в вопросе освоения южных Курильских островов стала весьма пассивной… Теперь не так важно, сотрудничает ли Япония с Россией или нет, ведь последняя уже приняла решение самостоятельно развивать южные Курильские острова» [14].

Несложно заметить, что периодические издания Гонконга и Макао в основном склоняются на российскую сторону, давая оценку положения южных Курил. Что же касается газет Тайваня, то согласно статье в ежедневном издании «Ляньхэбао» от 12 декабря 2016 г.: «Япония в рамках Сан-Францисского мирного договора была вынуждена отказаться от претензий в отношении Сахалина и Курил. В действительности же Курильские острова уже являлись японской территорией, абсолютно не следовало от них отказываться, но в то время Япония не обладала возможностью сказать "нет", ввиду положения могла лишь пойти на принудительный отказ… С точки зрения международного права, вопрос принадлежности Курил остается открытым… Предполагаемый автором итог — это решение обеих сторон о подписании мирного договора, в процессе которого следует начать обсуждение способа возвращения двух островов, а оставшиеся два острова должны стать предметом будущей дискуссии. Однако в конечном счете необходимо обращать внимание на "политические переговоры" деспота Путина и премьер-министра Абэ в процессе принятия решения» [15]. Подобная прояпонская позиция редакции тайваньской газеты немало связана с положением самого острова и его взаимоотношениями с КНР. Так, автор акцентирует внимание на том, что «хотя Япония в договоре согласилась отказаться от Тайваня и Пэнху, но Китайская Республика не принимала участия в соглашении. В связи с этим положение Тайваня исключительно способно порождать дальнейшие споры, аналогичная же картина сложилась в отношении северных территорий» [15].

1 — 2021
Автор:
Перов Алексей Андреевич, Хэйлунцзянский университет