ISSN 2686 - 9675 (Print)
ISSN 2782 - 1935 (Online)

РЕЦЕНЗИЯ: Чебодаева М.П., Валеев Р.М., Данькина Н.А. С берегов Аскиза до берегов Невы. Научный путь профессора Н. Ф. Катанова (1862–1922). – Санкт-Петербург, 2023. – 104 с. – ISBN 978-5-7422-8207-5.

Очерк-глава о селе Аскизском начинается от событий екатерининской эпохи и деятельности сагайского князя Амзора Наира, сына Чадана Наира Гульбежекова, одного из первых хакасских правителей, принявших подданство Российской империи (с. 11). Дальнейшее изложение демонстрирует, что возможность для Н.Ф. Катанова сделаться исследователем-тюркологом была, в известной степени, подкреплена существование на базе села Аскизского не только церкви с народным училищем, но и Степной думы (с. 12) и перевалочной базы красноярского золотопромышленника П.И. Кузнецова, которая распределяла грузы на прииски Кызаса, Анзаса и Узун-Чула (с. 17). Здесь нашлось место для некоторых биографических сведений об И.И. Каратанове – управляющем кузнецовской базы, и его художественных интересах. В каком-то смысле факт, что увлечение отца-бизнесмена рисованием, привело к формированию художественного дара у его сына – известного красноярского художника Д.И. Каратанова (с. 26 – 31). Есть и другие замечательные подробности, например, что аскизская церковь Св. Апостолов Петра и Павла была украшена копией картины Рубенса «Снятие с креста» (с. 30). В конце первого очерка-главы «перебрасывается мостик»  к судьбе дяди Николая Фёдоровича – Ефима Семёновича Катанова. Наравне с И.И. Каратановым, это был один из «столпов» аскизского общества, совмещавший должности улусного писаря и учителя, письмоводителя Степной думы, церковного старосты и даже владельца торговой лавки. Уже после отъезда племянника в Красноярск Ефим Катанов был обвинён в завышении налогов с «инородцев» на огромную сумму 11 тысяч рублей и после расследования сослан в Якутск на вечное поселение. Дальнейшая его судьба остается непроясненной (с. 31, 34 – 35).

Из второго очерка открывается принципиально важная роль, которую Е.С. Катанов сыграл в будущей судьбе Николая Федоровича и его интеллектуальном развитии. 20-летний дядя стал заботиться об 11-летнем племяннике после смерти отца и брата, именно в семье Ефима воспитывалась дочь минусинского чиновника Александра Тихонова, ставшая впоследствии женой Николая. В 1876 г. Ефим Семенович способствовал массовому крещению сагайцев и бельтиров, на которое приехал лично епископ Енисейский и красноярский Антоний (Николаевский). За крещение почти трёх тысяч «инородцев» Ефим Катанов был удостоен ордена Св. Анны третьей степени: он за собственный счет кормил всех крещаемых в течение шести дней, приобрел все принадлежности для крещения, включая свечи и нательные кресты, а также построил временную купель на р. Аскиз (с. 33). Таким образом, выясняется, что в годы становления Н.Ф. Катанова как личности его родное село являлось одним из важнейших культурно-образовательных центров Хакасии и Минусинского края, в котором активно действовали и подолгу жили члены семейства золотопромышленников Кузнецовых, их управляющего Каратанова, в селе в 1873 г. побывал В.И. Суриков, оставивший множество этюдов, и в 1880-е годы неоднократно побывал польский художник А. Станкевич. Приводятся и иные примеры (с. 35).

4 — 2023
Автор:
Мартынова Юлия Александровна, к.и.н., доцент, Российская Федерация, г. Казань, ИМО КФУ