ISSN 2686 - 9675 (Print)
ISSN 2782 - 1935 (Online)

Афганистан и его роль для России и Китая

Роль Афганистана в регионе нельзя недооценивать в первую очередь с точки зрения безопасности. Но и нельзя забывать, что несмотря на свою экономическую отсталость, Афганистан по-прежнему остается территорией, где пересекаются геостратегические интересы крупных держав. Наличие залежей природных ископаемых (по данным центрального разведывательного управления: природный газ, нефть, уголь, медь, сера, драгоценные и полудрагоценные камни и пр.), в том числе урана, на сегодняшний день не столь значительно для международных акторов, сколько месторасположение самой Исламской Республики (ныне Исламского Эмирата) – наличие границ с Китаем, Ираном, Пакистаном, Туркменистаном, Таджикистаном, Узбекистаном (CIA.gov), в «подбрюшье» России и Индии.

Так, Москва и Пекин заинтересованы в мирном, развивающемся и безопасном Афганистане, на территории которого отсутствуют военные контингенты иностранных государств. Поэтому Россия и Китай взаимодействуют как напрямую с Афганистаном, так и в различных форматах по урегулированию ситуации внутри страны, среди которых можно выделить специально созданную контактную группу «ШОС-Афганистан».

Основные интересы Российской Федерации в этой стране давно обозначены: безопасность в близи границ, борьба с наркотрафиком, недопущение распространения терроризма (и его финансирования на российской территории) и сепаратизма на постсоветском пространстве. Вышеупомянутые аспекты по влиянию западных государств на силы в афганских правящих элитах должны быть учтены Москвой, которой стоит укреплять свои позиции в регионе. И нельзя недооценивать увеличивающуюся роль КНР в регионе.

У Китая взаимодействие с Афганистаном набирает все большие обороты – Пекин начал вести переговоры с талибами еще до их прихода к власти, и сейчас продолжает взаимодействовать с ними. Одним из главных аспектов выстраивания отношений Китайской Народной Республики с лидерами движения «Талибан» – проблема Синьцзян-Уйгурского региона, граничащего с Афганистаном, другой, не менее важный, – экономические интересы Пекина в данной стране, с которой подписаны договоры по ведению разведывательной деятельности месторождений природных запасов. Их реальный объем пока неизвестен ввиду того, что никто не мог оценить из-за длящихся десятилетиями военных действий на территории страны. А также развитие проектов по реализации Нового Шелкового пути, инициированного китайской стороной (Newsilkroadnetwork.com), с участием Пакистана, Афганистана, Таджикистана, Узбекистана, Туркменистана и Казахстана: в перспективе построение газопровода и автомобильных и железнодорожных путей через страны бывшего СССР через Афганистан на Пакистан и далее в Индию, а также создание морских путей в страны Африканского континента.

С приходом к власти в Афганистане талибов боевые действия прекратились, обстановка в стране улучшается, начинается этап становление Афганистана как полноценного участника международных отношений в регионе в политическом и экономическом планах. Для полного восстановления данной страны в качестве указанного статуса сейчас необходимо вынести на рассмотрение ООН вопрос по поводу отмены признания «Талибана» террористической организацией. Политические силы, которые взаимодействуют с Афганистаном, должны определиться в едином принятии движения «Талибан», как руководящего органа страны.

А сегодня, в складывающемся новом миропорядке, когда ключевые акторы на мировой арене меняются, и мир становится более многополярным, стоит пересмотреть общественное отношение к талибам, рассматривая их не как захватчиков власти, а как наиболее крупный этнос проживающих на этой территории граждан.

4 — 2022
Автор:
Дьяконова Мария Александровна, Шарипов Фанис Фалихович, Государственный университет управления, Москва