ISSN 2686 - 9675 (Print)
ISSN 2782 - 1935 (Online)

Афганистан и его роль для России и Китая

После ввода советских войск в Афганистан в 1979 году (по просьбе тогдашнего афганского руководства) значительная часть населения, особенно пуштуны, под влиянием западной антисоветской пропаганды покинула территорию своей страны и обосновалась в серверных провинциях Пакистана, а наиболее финансово обеспеченные афганцы перебрались в США и другие западные государства. Оставшиеся в регионе представители пуштунских племён и других этносов Афганистана превратились в человеческий ресурс для военизированных формирований моджахедов, многие руководители которых имели тесные связи с западными государствами (разведками) и получали от них значительную финансовую и материальную (в первую очередь вооружением) поддержку для борьбы с «просоветским» режимом.

Считается, что движение «Талибан» сформировалось к середине 90-х годов прошлого века (The Taliban), когда произошло объединение в основном определенной части пуштунского этноса, стоящего на позициях исламистского радикализма. К моменту появления данного радикального религиозно-политического военизированного движения, которое в последующем было запрещено во многих странах мира, объединённые силы моджахедов свергли правительство Наджибуллы и занимались дележом власти в Афганистане. На этом фоне при непосредственном участии пакистанских спецслужб и предположительном финансировании ОАЭ произошло объединение исламистских элементов в рамках движения «Талибан», которые стали претендовать на власть в растерзанном гражданской войной Афганистане. В последующие два года талибы взяли под свой контроль значительную часть территории страны, а в последствии и столицу Кабул в сентябре 1996 года (Белокреницкий, Сикоев 2014, 19). Исламский Эмират Афганистана был основан на подконтрольной территории. Что привело к введению шариатского правления. В последующие пять лет талибами была захвачена основная часть территории страны. Тем самым «Талибан» значительно потеснил оппозицию, объединившуюся в так называемый Северный альянс, этнический состав которого включал главным образом таджиков во главе с Ахмад Шахом Масудом и Бурхануддином Раббани (бывшие моджахеды) и узбеков во главе с генералом Абдул-Рашидом Дустумом, ранее воевавшим на стороне правительства Наджибуллы (Белокреницкий, Сикоев 2014, 15–17). В ходе противоборства обе стороны, особенно талибы, допускали несовместимую с человеческим понятием жестокость. Это, а также предоставление убежища террористу Усаме бен Ладену, руководителю Аль-Каиды , который ранее контактировал с американскими спецслужбами, и уничтожение памятников буддийской архитектуры (две статуи Будды в афганской провинции Бамиан) привели к формированию негативного имиджа талибов в глазах мировой общественности, в том числе и мусульманской.

В этой связи «Талибан» был признан террористической организацией рядом государств, в том числе Россией, Турцией, Канадой. В тот же период ООН не признала администрацию талибов в качестве правительства Афганистана и в 1999 году ввела санкции против них, а также в отношении Аль-Каиды и ИГИЛ (Организация Объединенных Наций).

Несмотря на это талибы значительно потеснили Северный альянс и были близки к его разгрому. Только благодаря началу контртеррористической операции США против Исламского Эмирата Афганистана из-за нежелания талибов выдать американцам вдохновителя и организатора терактов 11 сентября 2001 года на территории Америки Усамы бен Ладена режим «Талибан» был свергнут (Моисеев 2020, 17–19). Оппозиция вернулась к власти в Афганистане, а талибы ушли в подполье, а часть отступили в Пакистан. В последующие 20 лет талибы вели партизанскую с элементами террора борьбу с американскими захватчиками, в том числе и их сателлитами по НАТО, и правительственными войсками.

4 — 2022
Автор:
Дьяконова Мария Александровна, Шарипов Фанис Фалихович, Государственный университет управления, Москва