ISSN 2686 - 9675 (Print)
ISSN 2782 - 1935 (Online)

Чжоу Эньлай, СССР и Коминтерн (20-40-е годы ХХ в.)

Согласование позиции КПК с Коминтерном в условиях белого террора

По оценкам китайских авторов, за полтора года, прошедшие после возвращения из Москвы до новой командировки в Коминтерн, Чжоу Эньлай проделал большую работу. Он внес огромный вклад в проведение в жизнь решений VI съезда, в том числе по преодолению последствий разных уклонов; содействовал организационному восстановлению разгромленных партийных организаций, развертыванию подпольной работы КПК в контролируемых Гоминьданом районах,  созданию службы безопасности для охраны партийных работников в условиях жесточайшего белого террора, «историческому процессу возрождения компартии» [Не Хунцинь].

Второй визит Чжоу Эньлая в Москве состоялся в мае-августе 1930 г. и был снова связан с работой в Коминтерне. Чжоу Эньлай доложил Исполкому Коминтерна о деятельности КПК после съезда, обсуждал вопросы дальнейшего развития китайской революции, китайской Красной армии и борьбы с правыми и левыми уклонами в КПК[5]. В 1929 г. в СССР была издана брошюра Чжоу Эньлая «По организационному вопросу компартии Китая», в которой речь шла о правоуклонистском мышлении в КПК и проблеме ослабления пролетарской базы партии: рабочая прослойка составляла всего 3% всех членов КПК. В обстановке строгой секретности Чжоу Эньлай обсуждал с руководством СССР и Коминтерна итоги проделанной после VI съезда КПК работы: по укреплению партийных организаций на подконтрольных Гоминьдану территориях и развертыванию подпольной работы в условия террора; по руководству вооруженной борьбой на всей территории Китая и повышению значения этой работы; по созданию опорных баз, усилению работы по обеспечению безопасности членов ЦК КПК и других членов партии; по преодолению правоуклонистских тенденций в партии.

21 июля 1030 г. Чжоу Эньлай вместе с вместе с П.А. Мифом и Цюй Цюбо участвовал во встрече со Сталиным. Со слов Чжоу Эньлая, мнение советского руководителя помогло КПК продолжать и развивать китайскую компартию и китайскую революцию: «В июле 1930 года[6] я вторично получил от Вас мудрые и важные указания, особенно по вопросу сильной Красной армии и базы советских районов» [РГАСПИ. Ф. 495. Оп. 225. Д. 139. Ч. 2. Л. 212]. Чжоу Эньлай получил  возможность обратиться с приветственным словом к делегатам XVI съезда ВКП(б) (июнь-июль 1930 г.). Он был единственным представителем зарубежной компартии, кому предоставили слово, что 

иллюстрирует значимость, которую Коминтерн придавал Китаю в мировом революционном движении в тот период. И хотя он выступал под псевдонимом Су, и не все знали его настоящее имя и высокие должности, делегаты от него получили представление очевидца о ситуации в Китае. В своем выступлении Чжоу Эньлай отметил, что «великая китайская революция и Китайская коммунистическая партия родились именно под влиянием Октябрьской революции». Заверив съезд в том, что китайская революция живет и крепнет и ставит целью уничтожение феодализма и свержение господства милитаристов и империалистов, он выразил уверенность в том, что «только советская власть может объединить Китай, свергнуть господство империалистов и милитаристов и создать действительно независимый Китай».  [XVI съезд Всесоюзной, c. 437].  

3 — 2023
Автор:
Верченко А.Л. Центр новейшей истории Китая и его отношений с Россией, Институт Китая и современной Азии Российской академии наук, Москва, Россия