ISSN 2686 - 9675 (Print)
ISSN 2782 - 1935 (Online)

Чжоу Эньлай, СССР и Коминтерн (20-40-е годы ХХ в.)

Делегат VI съезда КПК.

В первый раз Чжоу Эньлай в сопровождении супруги Дэн Инчао, тоже революционерки и члена КПК, приехал в СССР 16 мая 1928 г.  По решению партии Чжоу Эньлай[2] и Цюй Цюбо (瞿秋白) должны были обеспечить организационную подготовку проведения в Москве VI съезда КПК (18 июня – 11июля 1928 г.) и принять участие в VI конгрессе Коминтерна (17 июля – 1 сентября 1928 г.)[3].

После переворота Чан Кайши 12 апреля 1927 г. и гонений на коммунистов  созвать съезд КПК в Китае не представлялось возможным, и было принято решение провести его в пригороде Москвы. Делегаты нелегально переправлялись в СССР. Чжоу Эньлай выезжал из Шанхая на японском торговом судне под видом антиквара по имени Ван. Соответствующая одежда, внешний вид интеллигента, речь образованного человека позволили ему обмануть полицейских, которые в Даляне учинили допрос с пристрастием по поводу целей поездки. Под перекрестным допросом они пытались добиться от Чжоу Эньлая признания, что его имя в действительности Чжоу Эньлай, но не смогли. Его чуть не подвело отсутствие визитной карточки, которая была непременным атрибутом каждого коммерсанта, и отличная от дяди по имени Чжоу фамилия Ван (по легенде он ехал в Чанчунь навестить дядю). Далее путь лежал через Харбин, где в магазине одежды была устроена конспиративная квартира для делегатов, а потом в СССР.

Съезд КПК должен был обобщить опыт и уроки поражения «великой революции», как называют ее в Китае, а также обсудить особенности работы партии на современном этапе, сформулировать четкую политику партии в новых условиях [У Юэнун, с. 43].  До начала съезда, 9 июня, Чжоу Эньлай, Цюй Цюбо, Сян Чжунфа (向忠发), Ли Лисань (李立三), Су Чжаочжэн(苏兆征)и другие руководители КПК были прияты И.В. Сталиным. Чжоу Эньлай считал правильными высказанные Сталиным предложения о необходимости укреплять партию, повышать сознательность ее членов, пополнять ряды, как рабочими, так и крестьянами, в то же время бороться за качество партии, а не за численность. Большое внимание Сталин уделил вопросу создания армии, указав, что «без вооруженных сил не обойтись» и подчеркнул: «на данном этапе самое главное – вербовка стойких борцов для создания массовой Красной армии» [РГАСПИ. Ф. 514. Оп. 1. Д. 994. Л. 6,8].  Как позже писал Чжоу Эньлай, участие Сталина определило правильное направление, «дало съезду возможность правильно решить стоявшие тогда перед партией проблемы и явилось основой политической линии китайской коммунистической партии в течение 12 лет» [РГАСПИ. Ф. 495. Оп. 225. Д. 139. Ч. 2. Л. 212].

В рамках подготовки к съезду Чжоу Эньлай и другие китайские руководители, в том числе Цюй Цюбо, Су Чжаочжэн, Цай Хэсэнь (蔡和森), Ли Лисань, Сян Ин (项英), всего 21человек, 14 и 15 июня встречались с Бухариным, обсуждали ход работы съезда и документы. Днем 17 июня, накануне открытия съезда, Чжоу Эньлай председательствовал на собрании секретарей провинциальных партийных организаций, где обсуждалась процедура проведения съезда, списки выступающих и руководящих органов, др. организационные вопросы. Выступая по Уставу КПК, Чжоу Эньлай, принимавший участие в его разработке, объяснил, что из-за недостатка времени редакция Устава не была завершена, поэтому его обсуждение продолжилось на съезде. В итоге он был принят общим голосованием. Дэн Инчао также выступила на съезде, поддержала важность работы партии в массах и задачу завоевания масс, а также строительства армии.

3 — 2023
Автор:
Верченко А.Л. Центр новейшей истории Китая и его отношений с Россией, Институт Китая и современной Азии Российской академии наук, Москва, Россия