ISSN 2686 - 9675 (Print)
ISSN 2782 - 1935 (Online)

Рецензия: Озеров О.Б. Карим Хакимов: Летопись жизни (о судьбе ислама и коммунизма в России)

Предпоследняя глава биографии К. Хакимова посвящена его деятельности в Йемене – ещё одном объекте советского/российского присутствия на Аравийском полуострове. Здесь автор этих строк может выразить, так сказать, личную причастность к происходившим тогда событиям. На рубеже 1980-1990-х годов в тогдашней программе «Клуб кинопутешествий» Ю.А. Сенкевич представил уникальный документальный фильм, снятый во время экспедиции в Йемен его предшественником В.А. Шнейдеровым. Олег Борисович совершенно резонно отметил, что Ю. Сенкевич не попытался объяснить, как советские кинематографисты попали в закрытую для всего мира страну (С. 202). Не меньшим откровением является подтверждение, что первичный сценарий документального фильма В. Шнейдерова, собственно, был набросан самим Каримом Хакимовым (С. 203). Естественно, что главные события касались совершенно иных материй и с точки зрения совмещения демонстрации глобальных политических процессов и участия в них нашего героя, йеменская глава едва ли не самая удачная во всей книге. Например, много говорится о попытках использования Йемена для налаживания ирано-саудовских отношений. Очень хорошо показаны и процессы, которые в конце 1920-х гг. не позволили создать на руинах Османской империи единое арабское государство, равно постепенное понимание сути изменений, которое происходило в Москве (С. 208 – 209).

Сложное впечатление производит заключительная глава. Автору пришлось здесь пройти по лезвию бритвы, чтобы не увлечься описанием внутренних интриг во внешнеполитических ведомствах СССР, приведших к массовому истреблению дипломатических сотрудников высшего класса, подобных самому К. Хакимову и Н.Т. Тюрякулову. Между прочим, обозначен и «британский след» в данном конкретном эпизоде Большого террора (С. 224 – 226). Однако беспросветности нет: констатация полного паралича в советско-саудовских отношениях после 1938 г. приводит к описанию того, как в 1990 г. они оказались полностью восстановлены: «Было еще много достойных послов… Но Карим Хакимов был всего один. Он был первым и таковым остался в истории» (С. 227).

На фоне очень серьёзных, трагических событий всероссийского и даже глобального масштаба, в потоке событий не потерялся и Карим Хакимов – человек. Достаточно перечислить страницы, на которых содержатся сведения о его семейных обстоятельствах (к сожалению, не слишком благополучных), отношениях с родителями и братьями, чертах характера, личных привычках, мировоззрении (С. 15, 31, 38 – 39, 46, 103, 129, 155, 157 – 160, 197 – 198, 201 – 202, 205, 211 – 212). Авторское «Заключение» замечательно тем, что именно в нём представлен концентрированный очерк о Хакимове – человеке (С. 228 – 231). Он именуется «романтиком эпохи», что, вероятно, и является лучшим определением. Подводя итог, можно сказать, что биография, написанная О.Б. Озеровым, может быть полезна специалисту, и мы однозначно можем рекомендовать её читателям, которые только знакомятся с сутью дела и историей жизни К. Хакимова. Сочетая взвешенность изложения, внимание к деталям и глубину «погружения», такая книга очень уместно смотрелась бы, например, в серии «ЖЗЛ».

3 — 2022
Автор:
Мартынов Дмитрий Евгеньевич, Мартынова Юлия Александровна, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань