ISSN 2686 - 9675 (Print)
ISSN 2782 - 1935 (Online)

История и функции чосонской карты звёздного неба

Звёзды всегда интересовали человека, мы можем отметить это во всех народах мира. В корейском обществе интерес к звёздному небу проявился ещё с древности, что отражено на дольменах (고인돌),  огромных каменных столбах, использовавшихся для различных ритуалов и обрядов. Судя по изображённым на них звёздам и созвездиям, мы можем отметить, что корейцы с древности обращали внимание на небесные тела и интересовались астрономией. В более поздний период небо приобрело для корейцев сакральное значение. Поэтому неудивительно, что при дворе многих династий существовали специальные учреждения, изучавшие небо и наблюдавшие за ним. Они записывали любые изменения, которые позже могли бы считаться знамениями. Кроме того стоит отметить влияние Китая, в котором подобные карты уже существовали и использовались при дворе. Таким образом, создание карты звёздного неба в Корее стало неизбежным.

На наш взгляд, для классификации изображений небесных явлений на корейском полуострове наиболее подходящей является разделение, предложенное Ян Хончжином из Корейского института астрономии и космических наук, где он рассматривает их в зависимости от периода их возникновения. Согласно его точке зрения, таких периодов три. В самом раннем из них изображения звёзд присутствуют в древних захоронениях, в пещерах, на дольменах и керамике. Второй период характеризуется оформлением так называемого «старого способа изображения небесных явлений» (고법천문도) [1, C.31], где основную роль играют 28 традиционных для Кореи созвездий [2, C.616], базой которых, однако, является китайские традиции. Третий период опять же характеризуется влиянием Китая, подвергнувшегося, в свою очередь, влиянию запада. В этот период уже с помощью телескопов, а не наблюдения невооружённым глазом, а также новых трудов учёных, корейские астрономы анализируют новые данные и создают так называемый «новый способ изображения небесных явлений» (신법천문도)[1, C.31].

Говоря о Карте созвездий и регионов, которыми они управляют (천상열차분야지도), существовало две редакции, первую из которых мы относим ко второму периоду, вторую – к третьему. Создание первой карты было завершено в (6 месяце) 1395 году. Проанализировав раздел о меридианных звёздах (중성) в традиционном энциклопедическом словаре по корейской культуре с дополнениями от 1903 года Добавленные рукописи с примечаниями (증보문헌비고), раздел Карт звёздного неба сборника Восточных произведений (동문선) и в записях о Кёнсане сборника Записей земель востока (대동지지), мы приходим к выводу, что в начале своего правления Ли Сонге получает копию карты звёздного неба одной из предыдущих династий от некоего человека из Пхеньяна, но точной даты получения данной карты обнаружено не было. Однако здесь присутствует некоторый спорный момент. По мнению многих корейских учёных и К. Руфуса, ставшим первым европейским учёным, изучившего карту, образец данной карты восходит к карте времён Когурё [3, C.32]. Тем не менее, Намгун Сынвон из Сеульского Национального университета считает, что правильнее будет относить оригинал карты к эпохе Корё, а не Когурё. Он утверждает, что присутствующий на карте термин 려계(麗季; рёге, досл. источник зла) [4, C.21] относится именно к периоду Корё, поэтому не может присутствовать на более древней карте. Кроме того, 12 созвездий зодиака, присутствующие на карте, также подтверждают её принадлежность к более позднему времени [5, C.121]. Здесь мы можем сделать вывод об удревнении корейской истории, поскольку, по его мнению, на момент основания новой династии им нельзя было ссылаться на Корё. Это связано с тем, что нужно было доказать преемственность от более древнего и более почитаемого дома, а не дома, который только что был свергнут [4, 20]. Но когда и где бы ни был сделан оригинал карты, он утонул в реке в конце правления Корё во время одного из сражений.

1 — 2024
Автор:
Умярова Дина Фаридовна, Гайнуллина Ляйля Айдаровна, Балакин Дмитрий Александрович,Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Россия