ISSN 2686 - 9675 (Print)
ISSN 2782 - 1935 (Online)

Тенденции развития южнокорейских конгломератов в начале XXI в.

С конца 1990-х гг. реформа экономического сектора стала приоритетом государственной политики правительства Республики Корея, в рамках которой были внесены значимые поправки в Закон о регулировании монополии и честной торговли.

Одной из важных поправок стала легализация создания холдинговых компаний. После кризиса Южная Корея нуждалась в иностранных инвестициях, что обусловило необходимость официально разрешить деятельность холдинговых компаний, которые к тому времени уже были легализованы в развитых странах. Также переход к системе холдинговых компаний воспринимался как способ упрощения структуры чеболей и усиления прозрачности управления. Среди крупнейших чеболей первыми к холдинговой структуре перешли LG в 2003 г. и SK в 2007 г.

В начале 2000-х гг. наблюдалось стремительное увеличение темпов экономической глобализации, а южнокорейская экономика естественным путем была вовлечена в этот процесс. В то время на внутреннем рынке шел процесс сокращения производственных мощностей, что являлось одним из последствий пережитого кризиса. Ситуация усугублялась неизбежностью дальнейшего сокращения производства в связи с падением рождаемости и старением населения Республики Корея. Крупные компании, в особенности чеболи, вынуждены были искать новые возможности. Они пытались выйти на международный уровень с помощью экспорта, расширив местное производство в других странах. Чтобы достичь мирового уровня конкурентоспособности, компании вынуждены были инвестировать в развитие новой продукции и снижать цены.

Так, с 2000 г. приоритетным стало технологическое и инновационное развитие экономики. Правительство выделило семь основных направлений, в которые вкладывались большие средства и усилия. К ним относились: фундаментальные науки, информатика, биотехнологии, окружающая среда, новые виды энергии и материалов. При этом большое внимание уделялось наукоемким отраслям промышленности. В 2004 г. общие инвестиции в развитие науки и технологий достигли 19 млрд. долл.

В 2008 г. к власти пришел Ли Мёнбак, который пообещал ослабить государственное регулирование, увеличить инвестиции и создать рабочие места, смягчая нормативные акты и снижая налоги, а также инициировал отмену лимита объема капиталовложений из-за которого, когда дело касалось инвестиций, местные компании оказывались в невыгодном положении по сравнению с иностранными фирмами. Однако это привело к еще большей концентрации экономической мощи в руках чеболей. Также появилась проблема финансового давления на малые и средние предприятия со стороны крупных корпораций. Перед администрацией Ли Мёнбака встал вопрос обеспечения энергетической безопасности, так как южнокорейская экономика сильно зависела от импорта энергоресурсов. Правительство озвучило программу по диверсификации источников сырья и по поиску энергоресурсов по более низкой цене.

Мировой финансовый кризис 2008 г. оказал негативное влияние на южнокорейскую экономику. В условиях кризиса произошло резкое снижение спроса за рубежом на корейскую экспортную продукцию. Объем продаж товаров широкого потребления снизился за год на 7% по сравнению с показателями декабря 2007 г. В августе 2008 г. произошло падение цен на сырье во всем мире. Поэтому во время кризиса больше всего пострадали такие отрасли, как нефтепродукты, сельхозпродукция и текстиль.

1 — 2020
Автор:
Хренов Валентин Валерьевич, Булатова Евгения Андреевна, Кафедра востоковедения, Уральскии федеральныи университет