ISSN 2686 - 9675 (Print)
ISSN 2782 - 1935 (Online)

Российские корейцы – кто они?

Духовная жизнь и историческая память

Современные российские корё сарам Юга России – это по большей части потомки депортированных в конце 1930-х гг. с российского Дальнего Востока в Казахстан и Узбекистан. Вынужденная и частая смена территорий проживания оказывала негативное воздействие на историческую память, вела к снижению роли культурных традиций и языка, но российские корейцы продолжают оставаться этнически сплоченной группой.

Для корейцев большое значение имеет их религиозная принадлежность. Христианские церкви неправославного толка, во многом способствовав консолидации корейцев во всем мире, пришли в страны СНГ во второй половине 1990-х гг. Корейские церкви в РФ играют роль культурно–образовательных центров, выполняя гуманитарные миссии, постепенно заполняя сознание корейцев христианскими ценностями, но с сохранением в умах традиционных буддийских верований и конфуцианских убеждений.

Этническая и социальная идентичности

Группа корё сарам, проживающая в южнороссийских регионах, в целом характеризуется позитивной идентичностью по типу «нормы». Позитивная этническая идентичность имеет большое адаптивное значение, а устойчивое этническое самосознание способствует психологической и социальной консолидации. Коллективный автопортрет, состоящий из 75% положительных и 25% отрицательных характеристик (автостереотипов), подтверждает позитивность этнической идентичности корё сарам. В качестве основных положительных черт характера корейского народа чаще всего назывались «трудолюбие» и «доброжелательность»; в качестве основных отрицательных – «зависть», «высокомерие», а также «разобщенность». Видимо, фактор постепенной частичной, по крайней мере, культурной, ассимиляции обусловил появление в некоторых анкетах претензии к соотечественникам в утрате этнической уникальности: «обрусели совсем!».

Чувство гордости за собственную этническую принадлежность ощущает большинство опрошенных (73%, 2014 г.). Наибольшее значение среди участников опроса 2014 г. имела самоидентификация «я российский кореец» (48%), включающая в себя гражданскую и этническую идентификацию. Представляется, что это наиболее удачная адаптивная самоидентификация, позволяющая развиваться корейской этнической группе внутри российского государства. Длительность проживания на конкретной территории усиливает лояльность и снижает ожидания локальной межнациональной конфликтности.

1 — 2020
Автор:
Ким Ильгизя Анваровна, канд. соц. наук