ISSN 2686 - 9675 (Print)
ISSN 2782 - 1935 (Online)

Роль ВОКС в формировании образа СССР в Дунбэе после окончания Второй мировой войны

Объем работы ВОКС на Северо-Востоке после установления власти КПК стремительно увеличивался. В 1946 г. был введен институт уполномоченных ВОКС из числа работников консульств по совместительству. Такие должности были введены во всех консульствах СССР в Дунбэе, что позволило актуализировать деятельность ВОКС и приблизить ее к населению.

Представляется важным упомянуть о том, что в Китае в то время существовало Китайско-советское культурное общество (КСКО), созданное 25 октября 1935 г. в Нанкине на волне улучшения отношении с Советским Союзом после восстановления в 1932 г. дипломатических отношении [7]. Разрешение Гоминьдана на «допуск» советской культуры в Китай было знаменательным событием, особенно если учесть, что власти противились проникновению в Китай всего советского [8, 221-222]. Цели Общества в Уставе определялись как деятельность, направленная на пропаганду культуры двух стран и поддержание дружбы между народами. Общество возглавил сын Сунь Ятсена Сунь Кэ, председатель Законодательного юаня [9]. Первоначально предполагалось выдвинуть кандидатуру Чэнь Лифу на пост председателя, и он готов был согласиться. Но Гоминьдан счел его фигуру партии нои (он занимал пост председателя оргкомиссии ЦИК Гоминьдана), поэтому неприемлемой. Как отмечал заведующий отделом печати Полпредства СССР в КР П.Г. Саратовцев, Сунь Фо был государственным деятелем, а не партийным, к тому же уже скомпрометированным «своими симпатиями к СССР, и его появление в качестве руководителя Общества китайско-советского культурного сближения является, так сказать, наименьшим злом» [15, 465-466]. Почетными председателями были избраны видные деятели Гоминьдана: Цаи Юаньпэи , Юи Южэнь, Чэнь Лифу, а также полномочный представитель СССР в Китае Д.В. Богомолов. В состав Правления КСКО вошли многие ближайшие сотрудники Чэнь Лифу из аппарата ЦИК Гоминьдана. Нельзя сказать, что связи по линии этого общества были активными. Они в значительной мере зависели от политических веянии в высших эшелонах китайской власти, в основном сводились к участию китайских официальных деятелей в совместных мероприятиях по случаю тех или иных юбилейных или памятных дат. Например, присланные по линии ВОКС в 1935 г. советские фильмы «Летчики», «Счастливая юность» и «Первомайский парад» были показаны только для узкого круга — делегатов съезда Гоминьдана и членов КСКО, которое в советских документах того времени значилось как «Советско-китайское общество культурного сближения».

Опасаясь усиления влияния компартии в Дунбэе и расширения симпатии к Советскому Союзу через общества дружбы, руководство КСКО планировало создать Дунбэйский филиал КСКО в противовес обществам китайско-советской дружбы, деятельность которых якобы имела ограниченные цели разъяснения значения Договора 1945 г. и не отвечала задачам развития культурных связей между двумя странами [3, 10]. На самом деле общества дружбы ставили гораздо более широкие цели, и это не устраивало Нанкинское правительство. Центральная власть, реально оценивавшая общественное мнение, склонявшееся в Дунбэе на сторону КПК и ориентации на СССР, отрицательно относилась к обществам китайско-советской дружбы и настаивала на замене их культурными обществами в Чанчуне, Мукдене и Харбине. Циркулировали слухи, что после формирования гоминьдановских органов власти весь актив обществ будет ликвидирован, а члены обществ будут преследоваться. Гоминьдан не ограничился пропагандой и приступил к реальному осуществлению угроз. В марте 1946 г. были убиты руководители обществ дружбы в Харбине Ли Чжаолинь и в Сыпине Юи Шучжун, а общества вынужденно свернули работу. Исполком ВОКС направил телеграммы соболезнования. Антисоветская риторика гоминьдановских властей в начале 1946 г. (после ухода советских войск) вылилась в преследования, аресты, грабежи простых советских граждан, проживавших на территории Дунбэя, или находившихся там в командировке [10, 1-3].

ВОКС, получая тревожную информацию из Китая, предлагало укрепить общества путем привлечения к их работе советских граждан, проживавших в Дунбэе, и виднейших представителей китайскои общественности, чтобы сделать эти организации более массовыми. Были также предложения переименовать общества в культурные общества, не допуская их слияния с гоминьдановскими организациями. Общества дружбы, поддерживаемые из Москвы ВОКС, продолжали работу в тяжелейших условиях давления со стороны властей, но не изменили своим принципам дружбы с СССР. События развивались стремительно, и с весны 1946 г. началось освобождение главных городов Дунбэя НОАК, что создало более благоприятные условия для взаимодействия ВОКС с обществами советско-китайской дружбы.

В разы увеличились поставки литературы, в том числе на китайском языке, выпуск которой был налажен в Москве через Издательство литературы на иностранных языках. ВОКС организовал поставки специализированной литературы (по промышленному строительству, сельскому хозяйству, высшему и школьному образованию, здравоохранению, медицине, законодательству, жизни народов разных национальностей и др.) [11, 1-2]. ВОКС обеспечил подписку на многие советские газеты и журналы. В 1947 г., например, на «Известия», «Правду», «Комсомольскую правду», «Литературную газету», «Moscow News», «Пионерскую правду», «Соцземледелие», «Труд», «Учительскую газету». В библиотеке Харбинского общества в начале 1951 г. накопилось большое количество книг на китайском языке — 574 экз., на русском языке — 871, брошюр на русском языке — 606, газет на русском языке — 13 наименований, журналов на китайском языке — 40 наименовании , на русском языке — 60. ВОКС работал в теснейшем контакте с руководителями обществ, согласовывая совместные мероприятия и планы работы.

Об этом свидетельствует План работы Китайско-советского общества дружбы в Харбине в 1947 г. [4, 44-45].

Кроме того, 9 января 1947 г. Общество устроило торжества по случаю Нового года в Железнодорожном собрании. 22 января — 5 февраля была проведена первая фотовыставка о строительстве в СССР, которую посетило 3 тыс. чел. Было выставлено 240 фото.

Содержание работы Общества свидетельствует о том, что внимание уделялось, как китайским событиям (годовщина смерти Ли Чжаолиня, переход гоминьдановских солдат на сторону новой власти, годовщина капитуляции Японии), связанным с недавно закончившейся антияпонской войной, так и знаменательным датам в истории Советского Союза (годовщины Красной армии и Октябрьской революции). Примечательно, что Общество отмечало и Китайский новый год (Праздник весны), и Новый год, привычный для советских людей, знакомя таким образом китайцев с традициями соседней страны. Проведение фестиваля Янгэ — народного танца-хоровода, популярного в Северном Китае, привлекло очень многих любителей этого танцевального жанра, которые одновременно знакомились с деятельностью Общества. Задача ВОКС и обществ дружбы состояла в привлечении широких слоев общественности для участия в мероприятиях Обществ дружбы, в расширении социальной базы сторонников сотрудничества с СССР в разных областях.

1 — 2019
Автор:
Верченко Алла Леонидовна, ст.н.сотрудник Центра новейшей истории Китая и его отношений с Россией Институт Дальнего Востока РАН