ISSN 2686 - 9675 (Print)
ISSN 2782 - 1935 (Online)

Цифровая дипломатия с китайской спецификой

Аннотация
В представленном исследовании подробно разбирается и анализируется понятие цифровой дипломатии с точки механизма введения внешней и внутренней политики государства. Особое внимание уделяется интернет-пространству и социальным медиа на территории Китайской Народной Республики. Основной вывод заключается в том, что применение цифровой дипломатии, как важного инструмента мягкой силы, для Китая – это, в первую очередь, обеспечение внутренней стабильности и безопасности, а также создание положительного общественного мнения за пределами КНР по острым политическим вопросам. Работа может быть полезна для международников, политологов, занимающихся проблемами государственной безопасности и цифровой дипломатии.

Ключевые слова: цифровая дипломатия, Китай, КНР, внешняя политика, интернет, твиттер-дипломатия, кибер-угрозы, государственная безопасность.

Для цитирования: Аликберова А.Р., Балакин Д.А. Цифровая дипломатия с китайской спецификой. Современные востоковедческие исследования. 2019, 1 (3): 77-81

Динамичное развитие информационно-коммуникационных технологии и Интернета, размыло границы между государствами, сформировав единое глобальное информационное общество. Социальные сети, интернет оказывают динамичное воздействие на все сферы общества и государства, включая процессы, происходящие в мировой политике. При этом существенно усиливается интернет-влияние и расширяются возможности манипулирования общественным мнением. В настоящее время все большее внимание уделяют возможностям социального инжиниринга с использованием «всемирной паутины» и управления большими группами людей, в том числе и в политических целях.

В последнее десятилетие одним из инструментов политического воздействия является цифровая дипломатия (digital diplomacy). Данный термин появился не так давно, и используется на ряду с другими: интернет- дипломатия (internet-diplomacy), дипломатия социальных сетей (net diplomacy), Web 2.0 дипломатия (web 2.0 diplomacy) или различные вариации (твиттер-дипломатия – twitter diplomacy, public diplomacy Web 2.0, Internet diplomacy и др.). История развития данного направления, очевидно, начинается с 2012 г., когда становится популярным термин «электронная дипломатия (e-dipomacy). Широкое распространение он получил после публикации весной 2012 г. труда приглашенного в американский Институт Брукингса сотрудника австралийского Института Лови Ф. Хансона «Революция и госдепартамент: распространение Э-дипломатии». Через полгода он опубликовал вторую часть исследования: «Свежеиспеченный и отправленный : Э-дипломатия и госдепартамент».

Исследователь первым постарался систематизировать программную работу, уже несколько лет проводимую государственным департаментом, которая там же и именуется «электронной дипломатией» — точнее, «Э-дипломатией». Появление первой части труда заметно оживило интерес к теме «Сеть и внешняя политика» и обусловило поворот в ее обсуждении. Достаточно сказать, что в течение первых недель после выхода первой части количество скачивании составляло десятки тысяч, что является одним из рекордных показателей для всех «мозговых центров» мира. Определении термина «цифровая дипломатия» множество, так, например, Ф. Хансон, дает рабочую версию: использование всемирной паутины и новых ИКТ для содействия в реализации внешнеполитических целей. Данное определение не ограничивает действие цифровой дипломатии лишь социальными сетями. Западные исследователи изначально считали ЦД частью публичной дипломатии, ограничивающейся инструментами соцсетей. Несколько позднее на одном из профильных сайтов (techopedia.com) «Э-дипломатия» была определена как «действие в стремлении достижения дипломатических целей через использование Интернета, социальных сетей и коммуникационных технологии в целом».

3 — 2019
Автор:
Аликберова Альфия Рафисовна, к. ист.н., доцент Балакин Дмитрий Александрович Кафедра алтаистики и китаеведения Институт международных отношений, Казанский федеральный университет