Текущий номер: #3 — 2024
Архив: #2 — 2024 #1 — 2024 #4 — 2023 #3 — 2023 #2 — 2023 #1 — 2023 #4 — 2022 #3 — 2022 #2 — 2022 #1 — 2022 #4 — 2021 #3 — 2021 #2 — 2021 #1 — 2021 #5 — 2020 #4 — 2020 #3 — 2020 #2 — 2020 #1 — 2020 #4 — 2019 #3 — 2019 #2 — 2019 #1 — 2019
Цифровая дипломатия КНР в Африке: кейс посольств в социальных сетях
Аккаунт в ЮАР несколько отличается от предыдущих двух примеров самым высоким всплеском комментариев в конце апреля 2020 г. (1312) и большим количеством постов (994 всего), публикуемых на странице, которые в отдельные дни доходили до уровня 15 постов в день (графики 5 и 6). Упомянутый всплеск комментариев связан с наиболее популярной записью от 28.04.2020 (438 лайков и 567 репостов), когда посольство написало короткий пост про китайских фермеров, пожертвовавших свежие овощи для местного сообщества. Другие записи также упоминали случаи, когда китайская диаспора безвозмездно отдавала продовольствие для южноафриканцев, КНР поставляла медицинские маски, посольство раздавало людям необходимые продукты. Следует отметить, что посольством часто используется хэштег #ChinaLovesSA, что потенциально может повышать охваты аудитории.
Наконец, аккаунт посольства КНР в Танзании не может похвастаться сравнимым уровнем вовлеченности аудитории, как остальные государства из рассматриваемой группы (2917 лайков и 257 репостов). Самый популярный пост набрал всего 37 лайков, в нем обсуждалась встреча посла КНР в Танзании, госпожи Ван Кэ, с членами руководства Ассоциации продвижения дружбы между Танзанией и Китаем, их вклад в развитие отношений между двумя государствами. Следующие публикации касаются истории и современности преподавания суахили в Китае, встречи посла с президентом страны Джоном Магуфули, смерти президента Танзании и его вклада в развитие сотрудничества Китая и Танзании, годовщины с подписания соглашения о дружбе между двумя странами.
Далее мы бы хотели взглянуть на последний, но не по значимости, показатель, который представляется критически важным для определения эффективности взаимодействия аккаунтов с аудиторией – вовлеченность или активную аудиторию (ER). Максимально возможный уровень – это 100%, соответственно, чем процент выше, тем лучше. В реальности, процент выше 1% уже считается средним уровнем вовлеченности, от 3,5% до 6% – высокий показатель, свыше 6% – очень высокий показатель.
Анализ показывает, что весной 2020 г. ER был выше всего в Тунисе (больше 15%), несколько ниже уровень был у аккаунтов посольств в Буркина-Фасо и ЮАР (12-13%) (график 7). Это говорит об очень высоком внимании подписчиков к тому, что публикуется, они лайкали, комментировали и делились на своих страницах или пересылали данные посты. Далее, за исключением единичного выброса уровня ER из-за поста аккаунта в Тунисе (почти 25%), активнее всего показывал себя аккаунт посольства КНР в Конго, поддерживая примерный уровень от 2% до 5% (иногда выше). Хуже всего этот показатель у аккаунта в Танзании, что свидетельствует о почти полном отсутствии интереса подписчиков к публикациям.
На графике 8 отчетливо видно, насколько ER у аккаунта посольства КНР в Конго выше, чем у остальных страниц. При этом количество постов намного ниже, чем у других аккаунтов, это свидетельствует о наибольшей эффективности именно страницы посольства КНР в Конго в сравнении с остальными рассматриваемыми кейсами. Наиболее высокий уровень ER у него именно при публикации ссылок, в то время как у 3 других стран (Буркина-Фасо, ЮАР, Танзания) это фото, а у Туниса – тексты. Больше всего постов опубликовано страницей посольства КНР в ЮАР, но это как раз тот случай, когда количество – не значит качество. Данный аккаунт – самый неэффективный по показателю ER из анализируемой выборки несмотря на то, что он существует уже 7 лет и должен был научиться работать с аудиторией.
При анализе нарративов был выявлен тренд почти полного отсутствия нарративов 1-го типа (1 новость), в то время как больше всего было постов с 3-м типом нарративов (15 единиц), несколько меньше (9) нарративов 2-го типа. Как правило, в этих новостях прослеживалась тенденция наличия четких действий, например поставки вакцин, масок или отправление китайских врачей в Африку, для решения поставленных задач (помочь странам бороться с коронавирусом, решить продовольственный и медицинский кризисы). Новости, передающие нарративы о важности китайских идей, китайского опыта борьбы с коронавирусом, изучения китайского языка и культуры также можно было найти среди самых популярных постов.
Несмотря на то, что Китай только недавно ступил на путь «цифровизации» своей дипломатии в Африке, он уже добился некоторых успехов, регулярно предоставляя африканской аудитории контент о двусторонних отношениях, развитии китайско-африканского сотрудничества и т.д. Существуют определенные проблемы, такие как отсутствие аккаунтов посольств еще в 20 странах, односторонний характер публикаций, низкая вовлеченность в ряде стран, и в будущем КНР придется их решать для стимулирования роста своего влияния на континенте.
Кравцов Кирилл Сергеевич, Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”, Санкт-Петербург, Россия