Текущий номер: #3 — 2024
Архив: #2 — 2024 #1 — 2024 #4 — 2023 #3 — 2023 #2 — 2023 #1 — 2023 #4 — 2022 #3 — 2022 #2 — 2022 #1 — 2022 #4 — 2021 #3 — 2021 #2 — 2021 #1 — 2021 #5 — 2020 #4 — 2020 #3 — 2020 #2 — 2020 #1 — 2020 #4 — 2019 #3 — 2019 #2 — 2019 #1 — 2019
Модернизация КНР: фактор внешнеполитических отношений США-КНР
Именно использование внешнеполитического фактора налаживания отношении с США позволило КНР начать реформы «открытости», перейти от политического взаимодействия к экономическому. Так в 1980-х годах удалось добиться многих привилегии в торговле ( в 1983 году США приняли решение о предоставление китайской стороне торгового статуса «дружественной и неприсоединившейся страны»; в 1985 году КНР получил существенные уступки в соглашении Координационного комитета по экспортному контролю (созданный для контроля торговли товарами двойного назначения со странами соцлагеря)). Все это позволяло Китаю импортировать из США сложные технологии и оборудование, в том числе военно-го назначения. Кроме того, из США были привлечены большие финансовые ресурсы в виде кредитов. Также создавались различные механизмы для упрощения привлечения американских инвестиции в КНР.
Кроме того, активно проводились визиты по обмену опытом. Лучшие студенты направлялись на учебу в ведущие ВУЗы США (например, нынешний вице-премьер Госсовета КНР Лю Хэ в свое время окончил Гарвардский университет), специалисты из различных сфер направились заграницу для изучения экономической практики. Так, нынешний председатель КНР Си Цзиньпин в 1985 году посетил США для изучения ведения сельского хозяйства в штате Айова, жил в простои американской семье.
Улучшение отношении с лидером западного мира — США, позволило КНР наладить отношения и с остальными странами Запада. В первую очередь, Великобританией. Были выработаны условия и план, предусматривающие восстановление суверенитета Китая над Гонконгом (как специальный административный район Сянган). По такому же сценарию с Португалией произошло возвращение Аомыня (Макао). Кроме того, важное значение для развития КНР имело налаживание отношении с другими странами региона — союзниками США в регионе (Япония, Сингапур, Южная Корея). В том числе, это позволило привлекать инвестиции от этнических китайцев, покинувших свою Родину много поколении назад (хуацяо).
Четвертый этап (1990-2010-е гг.). Современный этап отношении, углубление экономического сотрудничества. Появление первых признаков глобальной конкуренции между КНР и США.
После развала СССР, взаимодействия США и КНР утрачивают прежнее военно-политическое значение (противостояние в «холодной войне») и все активнее развиваются в экономической сфере. В 1990-х гг. американские компании активно переводили производство в КНР, уровень товарооборота между странами стабильно рос. В результате к середине 2000-х гг. КНР становится ключевым торговым партнером, американские компании стали активно проводить через Конгресс и администрацию Белого дома все возможные решения по расширения доступа китайских товаров на американский рынок. Администрация президента Б. Клинтона во многом способствовала ускоренной процедуре принятия КНР в ВТО.
КНР стала одним из главных держателей американских ценных бумаг. Экономические успехи модернизации позволили Китаю стать второй экономикой в мире, сделать серьезную заявку на мировое лидерство в политике и экономике. На этом фоне отношения с КНР вновь приобретают политическое значение. Только в отличие от ситуации 1978 года КНР уже выступает равноправным партнером. Так, например, Дж. Буш мл. не смог проигнорировать Олимпиаду в Пекине 2008 г, несмотря на протесты и заявления ведущих политических сил в США по поводу «нарушения прав человека в КНР».
В начале своего правления Барак Обама стремился реализовать план создания, так называемого G-2 (альянс Китай — США). Видные американские политические идеологи Г. Киссинджер и З. Бжезинскии поддержали такие намерения нового президента. Однако сам Китай отклонил такое предложение.
Сегодня, мы наблюдаем непростой период отношении между США и КНР. Так, администрация президента Д. Трампа активно проводит политику ужесточения правил торговли с КНР (так называемые «торговые войны»). Учитывая размеры экономики США и КНР, их отношения влияют не только на регион, но и на мир в целом. США становятся идеологом сворачивания «глобализации и мировой торговли» по старым правилам, расширении политики активного протекционизма. КНР в свою очередь может стать «защитником» глобализации для всех, развития мировой торговли (проект «Один пояс — один путь»).
По мнению Ли Куан Ю, во второй половине XXI века двухсторонние отношения КНР и США займут первое место по значимости в мире, как во времена холодной войны ключевыми были отношения между США и СССР [7, с. 48].
В заключении хотелось бы подчеркнуть: успешность китайской модели модернизации во многом связана с построением внешней политики на принципе прагматизма и отказа от «идеологизации» внешних отношении . В отличие от многих стран времен «холодной войны» КНР наиболее успешно использовала преимущества нейтральной позиции. Китайскому руководству удалось найти пути налаживания отношении с США в наиболее благоприятном для себя направлении. Сегодня отношения США-КНР становятся ключевыми не только для эти двух стран, но и для развития мировой экономики и политики в целом.
Хватик Ярослав Васильевич исследователь в области политических наук, (Минск, Республика Беларусь)