ISSN 2686 - 9675 (Print)
ISSN 2782 - 1935 (Online)

Биография Дуаньфана из «Цин ши гао»

Аннотация
В статье представлен первый перевод на русский язык официальной биографии сановника Дуаньфана (1861 — 1911) из «Черновой истории Цин» (Цин ши гао). Личность и наследие Дуаньфана стали предметом исторического изучения в 2000-е годы, после выпуска в свет корпуса основных исторических материалов. Дуаньфан являлся яркой фигурой позднего периода династии Цин, принадлежа к стану «консервативных реформаторов» наряду с Чжан Чжидуном и Юань Шикаем. Он реализовал ряд важных для Китая общественных и социальных проектов, в первую очередь, в сфере образования (основал Цзинаньский университет). Дуаньфан понимал необходимость реформирования политической системы Китая, и после Русско-японской войны и длительной поездки в США и Европу стал убежденным сторонником конституционной монархии. Однако после смерти императрицы Цыси в 1908 г. под формальным предлогом он был уволен, и был убит националистами во время Синьхайской революции.

Жизнь и деятельность Дуаньфана хорошо документированы, и потому позволяют многоплановое исследование. В статье рассмотрены традиционные методы китайского исторического письма, и сопоставлены с действительными событиями биографии Дуаньфана. Сделаны выводы о сочетании в корпусе биографий «Цин ши гао» известных элементов модерна, хотя и затушёванных политическим заказом. Применение биографического метода было типичным для традиционной китайской историографии, которая носила сильнейшее дидактическое значение. Специфика китайской биографии состоит в том, что жизнь человека как главный предмет жизнеописания, в русле культуры Срединного государства не могла быть достоянием посторонних.

Ключевые слова и фразы: история Китая, династия Цин, Синьхайская революция, Дуаньфан, Цыси, Гуансюй, Пуи.

Для цитирования: Мартынов Д.Е. Биография Дуаньфана из "Цин Ши Гао". Современные востоковедческие исследования. 2019; 1(1): 38-42.

Введение
В 2000-е гг. в историографии КНР были сняты негласные запреты на исследования истории династии Цин (1644 — 1912) со стороны монархического лагеря. При АОН КНР функционирует комиссия по написанию сводной истории династии Цин, в рамках деятельности которой издаются многочисленные документы и первоисточники. В числе лиц, деятельность которых вызывает пристальный интерес, оказался Дуаньфан (端方, 1861–1911), «знаменной» сановник ханьского происхождения (ханьцзюнь 汉军). Объяснении такого интереса много даже с сугубо политической точки зрения. Карьера Дуань-фана в сфере большой политики началась в дни Ста дней реформ 1898 г. (戊戌变法), причем он поддержал Кан Ювэя и Лян Цичао. Чудом избежав расправы, Дуаньфан вторично был вынужден выбирать сторону во время Ихэтуаньского восстания (义和团运动). Примечательно, что именно благодаря игнорированию приказов о поддержке ихэтуаней в Шэньси, губернатор Дуаньфан смог навести порядок, и именно ему пришлось принимать императрицу Цыси и лишенного власти императора Гуансюя в Сиани [8, p. 48–49]. В дальнейшем он проявил себя как успешный и вместе с тем лояльный властям сановник, который находился в фаворе у Цыси, и при этом мог решать собственные экономические и политические задачи. В 1905 — 1906 гг. Дуаньфан входил в состав большой миссии Цин по исследованию политического строя стран Запада, что было связано с грядущей конституционной реформой. Именно Дуаньфан был одним из апологетов конституционно-монархического строя, и с этого времени возобновил переписку с Лян Цичао, который жил в эмиграции в Японии. Именно Лян был главным консультантом Дуаньфана, общий объем их переписки превышал 2 000 000 иероглифов [8, p. 183]. На посту генерал-губернатора Цзянсу, Цзянси и Аньхоя Дуаньфан развернул широкую программу преобразований, причем диапазон его инициатив, поистине, поражает. В числе его нововведении — основание первого общественного парка и публичной библиотеки в Нанкине, введение сертифицирования мясной продукции, поддержка студентов, отправляемых на обучение за границу. Дуаньфан основал Цзинаньский университет, поначалу — как школу для обучения детей хуацяо. Именно в Нанкине впервые в истории Китая прошли выборы и собралась санкционированная властями Конституционная ассоциация.

Дуаньфан старался переманить в монархический лагерь деятелей революционного движения, в частности, на службу к нему поступил Лю Шипэи (刘师培, 1884 — 1919), один из апологетов анархизма в Китае. Ранее именно благодаря усилиям Дуаньфана был арестован и осужден великий философ Чжан Бинлинь (章炳麟, 1869–1936), который открыто призывал к физическому истреблению маньчжуров. После разрыва Чжан Бинлиня с кругом Сунь Ятсена, он даже пытался обратиться к Дуаньфану, но не смог найти общего языка с ним [8, p. 212–219]. При подавлении восстании и антигосударственной деятельности Дуаньфан был беспощаден: на посту губернатора провел зачистку 4 уездов, устроил «охоту» на бежавших руководителей восстания. После покушения Сюй Силиня на губернатора Аньхоя в 1907 г., Дуаньфан принес его сердце в жертву покойному [8, p. 178–179].

После смерти Цыси (1908 г.) и опалы князя Гуна, политическая карьера Дуаньфана прервалась. Он был обвинен в неритуальном поведении на похоронах императрицы, и снят с должности губернатора столичной провинции Чжили (ныне Хэбэи). Это было связано с борьбой придворных группировок. Из-за нерешительности регента Цзай фэна, отправившего в отставку Юань Шикая и Дуаньфана, инициатива властей была утрачена, ханьские элиты радикализировались, а маньчжурская власть не была в состоянии предложить им приемлемого проекта будущего. После начала Сычуаньского восстания в 1911 г. Дуаньфан был отправлен для его подавления, и был убит собственным офицером.

После гибели Дуаньфана, Цинский двор возвел его в достоинство князя и пожаловал посмертным титулом. В результате его биография была включена в официальную историю. Переводу и комментированию этой официальной биографии посвящена наша работа.

Материалы и методы исследования
Последнюю официальную историю монархического Китая — «Цин ши гао» (清史稿) — постигла нелегкая судьба. Законченная в 1927 г., она так и осталась «Черновым сводом», ибо оказалось невозможно полностью соблюсти все правила ее составления [1, с. 99]. Тем не менее, хотя бы формально, она была построена по тому же шаблону, что «Записки историка» Сыма Цяня. Особенно это касается раздела жизнеописании.

Собственно, создателем жанра официальной биографии в истории Китая оказался именно Сыма Цянь. Сочетание иероглифов 传记 означает «передачу сведении », причем не только о человеке, но и о событиях. По-этому в сочинении Сыма Цяня повествования о сопредельных Китаю странах и народах также помещены в этом разделе. Специфика китайской биографии в том, что жизнь человека как главный предмет жизнеописания, в русле культуры Срединного государства не могла быть достоянием посторонних. В результате десятки тысяч «биографий» во всех 25 образцовых историях практически не содержат личных сведений. Сыма Цяня, по сути, интересовали деяния героя, и то, как он исполнял предписываемые конфуцианством нормы поведения и обязанности подданного. Иными словами, главная тема лечжуань (列传, «Жизнеописания знаменитых») — человек в определенной исторической ситуации. Биография служила наглядным уроком социального поведения, утверждавшей основные принципы жизни, соотносимые с государственной доктриной [1, с. 109–110].

vТипичная биография в официальной хронике представляет собой назидательный текст, и в этом отношении больше напоминает западную агиографию. Это определяло и организацию материала. В этом плане представление обо всем жизненном пути героя или его служебной карьере было вторичным, и специально такой задачи составитель исторического свода не ставил [1, с. 110]. В «Цин ши гао» биографии строились по проверенным лекалам. Тем интереснее сопоставить ее краткие данные с альтернативным корпусом источников по интересующей нас персоне.

Историкам Дуаньфана «повезло» в том смысле, что его личный архив сохранился в полном объеме. Он находится в фонде пекинского Первого исторического архива КНР (979 единиц хранения — переписка, деловая документация, и частные документы). Для предмета нашего исследования особенно ценным является собрание телеграмм: за 1901–1911 гг. сохранились копии каждой полученной и отправленной им телеграммы. Некоторые тексты чрезвычайно объемны, включая до 10 000 иероглифов. В 2005 г. 400 важнейших телеграмм были опубликованы. Собрание официальных меморандумов трону было напечатано на Тайване в 1967 г. в 4-х томах (端忠敏公奏稿), но в КНР входит в число запрещенных цензурой книг. На основе этих материалов, а также больших собрании документальных источников, были опубликованы, как минимум, две объемных монографии (в которых нашлось место и для увлечении Дуаньфана-коллекционера) [3][6]. В Калифорнийском университете (Сан-Диего) в 2008 г. была защищена диссертация Чжан Цзюнь (Elya J. Zhang), специально посвященная сетевым структурам, с помощью которых Дуаньфан достиг высшей власти. Подготовленная ею монография “Webs of Power: Three Governors and the Networking of Political Re-sources, 1900-1915” так и не вышла из печати.

1 — 2019
Автор:
Мартынов Дмитрий Евгеньевич, д.и.н., профессор, Российская Федерация, г. Казань, ИМО КФУ