ISSN 2686 - 9675 (Print)
ISSN 2782 - 1935 (Online)

Песенный фольклор рисоводческого обрядового цикла Кореи и Японии

По археологическим данным, c конца II тыс. до н. э. рисоводство распространилось по Корее, а на протяжении I тыс. до н. э. возникло в западных регионах Японии, прочно войдя в быт японцев уже к середине периода Яёй (IIIв. До н. э. – III в. н. э.). Этот факт имел не только серьёзные экономические последствия, но и культурные – адаптация культа риса и связанной с ним обрядности на почве локальных культов Японского архипелага.

Учитывая преемственный характер японского рисоводческого ритуала (подробнее о термине см. [2]) по отношению к корейскому, закономерно рассмотрение его песенной составляющей, с одной стороны, в аспекте единого истока, а, с другой стороны, обособленно – с учётом культурного-исторического контекста развития каждой из традиций.

Говоря о жанровом делении японских и корейских песен рисоводческого обрядового цикла, необходимо, прежде всего, отметить отсутствие единой классификации и унификации, что связано с многообразием условий их бытования и территориальной вариативностью. Так, в японской фольклористике сложилась достаточно сложная и запутанная система классификаций песенного фольклора. В 30-е годы XX века японскими исследователями (Тода Токутаро, Матида Ёсиаки, Янагита Кунио) было предложено несколько концепций жанрового деления народных песен, в зависимости от предлагаемого каждым автором критерия. В трудах этнографа Янагита Кунио, предложившего первую и наиболее детальную классификацию, песни разделены на такие виды, как мити ута (досл «песни дорог»), хоги ута (досл «праздничные песни»), вадза ута (доcл. «трудовые песни») и др. Характерно, что та ута (досл. «песни рисового поля») выделены в отдельный жанр, в который включены песни, сопровождающие весь процесс возделывания риса (таути ута - песни вспашки поля; тауэ ута - песни посадки риса; кусатори ута - песни прополки травы; инэкари ута - песни уборки урожая риса). Песни молотьбы риса (инакоки ута) исследователь включает жанр нива ута (досл. «надворные песни»). Таасоби ута (песни полевых игрищ) включены в жанр асоби ута (досл «развлекательные песни»).

В классификации Асано Кэндзи в основу деления песен на жанры положен не функциональный критерий, а содержание: автор выделяет песни с широким толкованием, простые песни, танцевальные песни и др. Здесь так же представлен очень подробный перечень песен, сопровождающих каждый этап возделывания и обработки риса: инэкоки ута — «песня молотьбы риса»; мисаби ута – «песня веяния риса»; комэцуки ута – «песня толчения неочищенного риса» и др.

Подобное тяготение к разделению песен по функциональному признаку мы встречаем и у корейских исследователей. Наиболее часто упоминаемый в литературе жанр - мосимнын сори («песени при посадке риса») – в функциональном плане условно соответствует японским та ута («песни рисового поля»). В качестве отдельных жанров выделяют нонмэнын сори («песни при прополке риса», мочинын сори («песни при выдёргивании рисовой рассады»), поритхачжак сори («песня жатвы»), мульпхунын сори («песня при наборе воды»). Мосимнын сори, в свою очередь, разделяется на множество видов, в зависимости от региона бытования и музыкальной формы. Среди наиболее популярных – хана сори, арари, санса сори и чончжа сори, арасонсори и аёнсори.

1 — 2020
Автор:
Шульга Анна Александровна, Отдел международного сотрудничества Сибирский институт управления Российской академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ