ISSN 2686 - 9675 (Print)
ISSN 2782 - 1935 (Online)

Изображения транспортных средств на наскальных рисунках Китая

При этом, разумеется, в хозяйстве «варваров» использование повозок продолжалось очень долго. На западе казахстанских степей с VIII в. до н. э. повозки, запряженные лошадьми, очевидно, были основным средством перевозки скарба при перекочевках, хотя в военной сфере уже, видимо, доминировали всадники. В «Истории» Геродот сказал, что у кочевых народов имелись двухколесные, четырехколесные, шестиколесные транспортные средства, в которые запрягались кони, верблюды или быки. Сверху повозку закрывали войлоком. Очевидно, что скотоводы развивали подобные средства передвижения с весьма раннего периода. По мере распространения верховой лошади колесницы сменяются изображениями воинов-наездников, причем не только на севере, но и в центральных районах Китая, например, в Гуйчжоу (рис. 1–2) [3]. Интересно отметить, что в некоторых случаях (как было и с колесницами) мы имеем дело со всадникам не в качестве воинов, а в качестве охотников (рис. 2–2, 3, 4).

Если на севере Поднебесной основным видом транспорта были повозки и лошади, юг страны в гораздо большей степени зависел от рек, как источника рыбы (рис. 2–6, ср. рис. 2–5) и транспортных артерии (рис. 1–6). Наиболее яркий петроглиф в этои связи — изображения лодки из Гуанси-Чжуанского АР (уезд Нинмин, наскальные рисунки гор Хуашань). Лодка обозначена широкой линией, загнутой по краям. На борту семь человек, их лица повернуты налево (три фигуры сохранились не полностью). Изображение в форме корабля часто встречается на древних медных барабанах в южном Китае, так что по аналогии можно предположить, что описанный петроглиф датируется втор. пол. I тыс. до н.э. (например, по аналогии с барабаном, найденном в Шичжайшане, пров. Юньнань).

Кроме Гуаньси, наскальные изображения водного транспорта есть в прибрежных районах юго-востока Китая. Например, в Макао обнаружено весьма схематичное наскальное изображение «корабля» с мачтой. Гораздо более выразительная композиция предстает перед нами на острове Гаолан (городской округ Чжухаи , пров. Гуаньдун), где длина «картины» достигает 5 метров. Суда и люди на них детально переданы, вокруг них бурлят волны. Произведение, видимо, изображает большой флот лодок, идущих на парусах в море. Датировка гаоланских петроглифов весьма дискусионна, но, вероятно, относится к нач. II тыс. до н.э. [6]. Океан в истории юга КНР был важной частью культурной, экономической и социальной жизни как минимум с бронзового века. Море обеспечивало пищей и является основным каналом обмена товарами и инновациями. Море на юге, как колесный транспорт на севере, позволял установить контакт народам различных культурных ареалов и языков. Также столь непохожий, казалось бы, транспорт одинаково использовался для добычи пищи. Подтверждением этому, как мы увидели, служит наскальное искусство.

1 — 2019
Автор:
Шульга Даниил Петрович, канд. ист. наук Кафедра Международных отношений и гуманитарного сотрудничества Сибирский институт управления Российской академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ